Система Orphus
Яндекс.Погода
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Старинные села Хотимль и Холуй расположены на берегах реки Тезы, игравшей прежде важную роль как естественный водный торговый путь, выводивший на Клязьму, Оку и Волгу. Кроме того, в окрестностях обоих сел строились водяные мельницы, что давало значительный и стабильный доход. В XIX в. по идее, высказанной Петром Великим при его посещении в 1722 г. Шуи, расположенной выше по течению Тезы, на реке была сооружена деревянная шлюзовая система, что позволило восстановить судоходство по Тезе и дало мощный толчок быстрому развитию Хотимля и Холуя как процветающих торговых сел.

В стародавние времена на месте села Хотимль было древнее селище, о чем свидетельствует ныне сохранившийся курган-могильник V-VI вв. н. э. По поводу происхождения названия села есть версия, что слово «Хотимль» пришло с западными славянами, переселившимися в здешние места с территории нынешней Украины и Белоруссии. Там и поныне сохранились такие названия, как Путивль, Новолукомль и др. По мнению местного писателя Ю.А. Виноградова, название села могло произойти от фразы «хотим ли мы?», т.е. хотели остановиться в этих местах переселенцы или нет.

В конце XV - начале XVI вв. в этих глухих местах поселились несколько иноков из обители преподобного Сергия Радонежского. Они основали здесь пустынь, построили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Впервые Хотимльская пустынь упоминается в 1565 году в “духовной памяти княгини Пронской-Шемякиной (урожденной Мезецкой)”. Имеется ряд исторических документов, подтверждающих подчинение Хотимльской пустыни с угодьями и крестьянами Троице-Сергиевой Лавре.

Уже в 1640 г. значится, что при Хотимльской пустыни в день Успения Богоматери была по тем временам значительная сельская Успенская ярмарка, проходившая 15 августа. На ней торговали мануфактурой, бакалеей, овсом и другим товаром. В начале июля здесь же проводилась Казанская ярмарка.

В 1791 г. в селе был возведен из кирпича Никольский храм, а в 1829 г. началось строительство огромного для села Успенского каменного храма на 500 прихожан. Храм строился по образу и подобию Успенского собора во Владимире и имел в высоту 45 м. До сих пор величественные храмы являются главным украшением села. В настоящее время, после десятилетий надругательства над святынями, действует Успенско-Никольский приход Русской Православной Церкви. Ведутся реставрационные работы, в том числе и росписей стен и алтаря, выполненных в свое время художниками-палешанами.

На месте обветшавшего деревянного шлюза № 3 построен и введен в действие железобетонный шлюз как один из элементов создаваемой новой шлюзовой системы, которая позволит вернуть судоходство по Тезе, что будет иметь громадное значение для туристского освоения Южского муниципального района.

Вид на Николо-Борковскую пустынь

Вид на Николо-Борковскую пустынь

Вход в Николо-Борковскую пустынь

Вход в Николо-Борковскую пустынь

В непосредственной близости от Холуя находится местечко Борок, где в 1650 году по завещанию князя Д.М. Пожарского его сыном Иваном была основана Борковская Николаевская пустынь. В XVIII веке здесь был построен в традициях барокко Троицкий собор. Согласно преданию, в Борке побывал князь Д.М. Пожарский со своею дружиной, о чем и свидетельствует установленный памятный знак.

Особый, неповторимый вид приобретает Холуй весной, когда широко разливается река Теза и поселок уподобляется «среднерусской Венеции», распадаясь на острова, между которыми возможно сообщение только с помощью лодок.

В настоящее время ведется интенсивная разработка идей, в результате реализации которых Холуй станет преуспевающим туристским центром.

Дата создания страницы: 29-12-2009
Дата последнего обновления: 05-03-2024