Система Orphus
Яндекс.Погода
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Иконопись Холуя, так же как Палеха и Мстёры, искусствоведы относят к древнерусской живописи. По их мнению, первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу». Таким образом, к концу XVII в. Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры.

Потребность в иконах быстро росла. Холуйские иконы ценились в северных губерниях России – Вологодской, Архангельской, Олонецкой – да и в самом Санкт-Петербурге. Холуй получал заказы на изготовление икон из Болгарии, Македонии, Сербии. В Сибирь иконы отправляли целыми обозами. Холуяне осваивают фресковую живопись, изготовление плащаниц на холсте масляными красками, хоругвей, вышивок. Оживленная торговля всеми этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрестке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5 – 2 миллиона икон.

Фрагмент экспозиции иконописи Холуя в Государственном музее Холуйского искусства

Фрагмент экспозиции иконописи Холуя в Государственном музее Холуйского искусства

 

Расширение производства икон постоянно подталкивало хозяев иконописных мастерских увеличивать число иконописцев, вводить разделение труда. Так появились иконописцы-ремесленники, которые могли быстро и ловко выполнить отдельные детали иконы: одежду, пейзаж, орнамент. Их называли «доличники». Лик – лицо, руки и тело – писали, как правило, более квалифицированные мастера, или «личники». Рост производительности отодвигал искусство иконописи на второй план. Пагубные последствия этих процессов встревожили не только церковь, но и общественность, в том числе и профессиональных художников. По общему мнению, исправить положение могло лишь создание в Холуе школы иконописи.

Первым шагом на пути создания художественного образования в Холуе стало открытие в нем в 1861 году первого во Владимирской губернии двухклассного училища. Затем в 1882 году Александро-Невское братство, учрежденное во Владимире, открыло в Холуе рисовальные классы, которые скоро были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. Для руководства этой школой и преподавания в ней в Холуй был направлен выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Н.Н. Харламов. Первые выпускники школы организовали артель и под руководством Н.Н. Харламова стали заниматься иконописью и стенописью в России и за рубежом. В 1901 г. иконописная школа преобразовывается в Холуйские учебные иконописные мастерские и для руководства ими присылается еще один выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств - Е.А. Зарин. Деятельность этих образовательных учреждений сыграла серьезнейшую роль в росте авторитета холуйской икнописи и подготовила хорошую почву для становления и развития свременной лаковой миниатюры в Холуе.

 

Н.Н. Харламов

Н.Н. Харламов

 

Е.А. Зарин

Е.А. Зарин

 

После революции иконописные мастерские в Холуе были закрыты, и холуйские мастера вынуждены были заниматься делами, очень далекими от художества. В 1934 г., воодушевленные примером художников Палеха и Мстёры, холуйские художники С.А. Мокин,К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов-Молев организовали артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. В 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в Холуе открывается художественная профессионально-техническая школа. В школу направляется выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев. Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов и другие во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, а также талантливая молодежь из последующих выпусков - Н. Денисов, Б. Киселев, В. Фомин, Н. Стариков и многие другие - по существу заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские орагнизации, торгующие произведениями искусства. В 1959 году в Холуе на общественных началах был создан Музей Холуйского искусства, который ныне имеет статус Государственного музея Холуйского искусства.

С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок. Наряду с миниатюрами начинают создаваться декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным черным фоном, все чаще начинают использовать насыщенный красный, зеленый и вишневый цвет. Спектр сюжетов необычайно широк: былинные и сказочные сюжеты, темы из русского фольклора, эпические, исторические и литературные, батальные, жанровые и песенные, пейзажные, архитектурные и даже сатирические сюжеты, образы деятелей русской культуры. Все это - в характерной холуйской манере, одновременно и декоративной, и реалистической, с тонкими индивидуальными различиями мастеров, но без утраты стилевого единства, и создало славу Холую как мировому центру лаковой миниатюрной живописи.

А.А. Каморин. Святогор. Пластина. 1966

А.А. Каморин. Святогор. Пластина. 1966

 

Р.И. Ивакин. Коробейник. Шкатулка. 1966

Р.И. Ивакин. Коробейник. Шкатулка. 1966

 

Среди сотен прославленных мастеров особой известностью пользуются Народные художники России Н.И. Бабурин, Б.И. Киселев, Заслуженные художники России Н.Н. Денисов, П.А. Митяшин, В.И. Фомин, В.А. Елкин, Б.К. Новоселов, признанные мастера В.А. Белов, Б.В. Тихонравов, Н.В. Стариков, П.И. Ивакин, А.М. Костерин, А.А. Морозов, А.Н. Сотсков, С.М. Дмитриев, С.Б. Девяткин, В.Н. Седов, А.А. Смирнов, В.И. Живностка, М.М. Веселов, Т.Л. Милюшина.

В 1989 году Холуйское художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое с 2000 года носит имя Н.Н. Харламова и до сих пор готовит молодых художников для народных художественных промыслов. При этом молодежь обучается традициям лаковой миниатюры, художественной вышивки и иконописи, искусство которой возрождается в современном Холуе.

Дата создания страницы: 29-12-2009
Дата последнего обновления: 05-03-2024